В концепции департамента транспорта «Новые подходы по управлению арендными отношениями коммерческих объектов Московского метрополитена» говорится, что разработан новый вид торговых галерей в переходах метро.
Там появятся автоматизированные зоны самообслуживания, включающие банкоматы, почтоматы, терминаты оплаты связи, киоски-роботы с напитками и снэками, цветочные магазины и аппараты с прессой, а также небольшие торговые павильоны площадью 6 — 12 кв. метров. Эксперимент по установке таких зон самообслуживания могут провести на станции «Зябликово». Тендер на выбор операторов будет объявлен до конца года, о своем желании поставить банкоматы в переходах уже заявили «Сбербанк» и «Банк Москвы».
Сегодня в подземке стоит 250 банкоматов трех кредитных организаций — «Росбанк», «Сбербанк» и «Банк Москвы». Число банкоматов в вестибюлях при этом уменьшается банкоматов из-за установки билетных автоматов. Кроме того, до конца года на каждой станции будут организованы досмотровые зоны, которые также вытеснят из вестибюлей инфраструктуру.
Согласно концепции департамента транспорта в целом, коммерческие площади в подуличных переходах могут быть увеличены с текущих 12 тысяч кв. метров до 15 тыс. кв. метров. Из них около 5 тысяч кв. метров могут быть реализованы в крупном формате. Речь идет о павильонах площадью 15 — 40 кв. метров под единым фасадом — это будут киоски с фастфудом, бытовыми услугами, одеждой и обувью, салоны сотовой связи, мелкой электроники, книжные, цветочные киоски. Их будут, в основном, ставить на новых станциях, а также на транспортных узлах с крупными переходами — например, «Театральная», «Чеховская», «Александровский сад». В большинстве переходов, находящихся в спальных районах, облагородят существующие киоски, а также поставят новые, но мелкого формата — 4 — 15 кв. метров. Там же появятся и автоматизированные зоны самообслуживания.
К0ммерческая деятельность организована на данный момент на 135 станциях метро: в 76 вестибюлях и 135 подуличных переходах. Департамент разрабатывает новую матрицу торговли для каждой станции, то есть выбор продуктов определят с учетом потребительского спроса и возможностей станции.
На пяти станциях метро осенью 2014 года начнется эксперимент по созданию торговых галерей. Первые точки откроют в подуличных переходах станций «Новокосино», «Лермонтовский проспект», «Строгино», «Выставочная» и «Деловой центр». Всего планируется обустроить 96 станций и подуличных переходов, на благоустройство этих территорий и на систему навигации власти потратят 3,5 миллиарда рублей. Ginza Project, выигравшая пилотный проект по развитию торговли в вестибюле метро «Новокосино», будет развивать семь павильонов общей площадью 193 кв. метра. Арендная ставка по итогам аукциона составит от 15,4 тысячи рублей до 19,1 тысячи рублей за 1 кв. метр. Договор с компанией заключен на три года. Все новые павильоны будет запрещено сдавать в субаренду.
Идею поставить в переходах метро банкоматы, с воодушевлением восприняли Московские кредитные организации.