• Подходя к крутому берегу, остерегайтесь внезапной осыпи края земли.
• Перед выездом на водоем проверьте состояние лодки весел и уключин.
• Не держите лодку боком к сильному ветру и волне.
• Не подъезжайте на лодке близко к сливу перед порогами.
• На быстротекущих реках, в порожистых местах не применяйте для привязи якорей проволоку или цепи. Пользуйтесь только надежной веревкой. Имейте наготове нож, чтобы, в случае необходимости, можно было ее обрезать.
• Не располагайтесь с удочками, кружками на пути движения водного транспорта.
• При подъеме якоря не становитесь на скамейку и не упирайтесь ногой в борт лодки.
• При переходе из лодки в лодку (что делают у берега или на мелководье) не делайте резких движении.
• Меняясь местами в лодке, действуйте осторожно, не спеша и не накреняя лодку. Если она неустойчива, пересаживайтесь только у берега.
• При забросе спиннингом сначала убедитесь, что никого нет рядом.
• Снимая зацепившуюся за ветку дерева блесну, остерегайтесь внезапного отрыва ее и удара по лицу.
• В перволедье не выходите на тонкий неокрепший лед.
• Места с тонким прозрачным льдом более надежны, чем соседние с ним — непрозрачные, замерзавшие со снегом.
• Выходя на лед, обследуйте его впереди себя пешней.
• На первом льду пользуйтесь остроконечной пешней, а не в форме лопатки. Последней нельзя правильно определить толщину и прочность льда впереди себя.
• Не собирайтесь на тонком льду группами.
• Имейте с собой при выходе на лед (особенно на первый и весенний) прочный шнур длиной 10—15 метров.
• Не пользуйтесь коньками на первом льду. На них легко можно въехать на тонкий, неокрепший лед или в полынью.
• В случае крайней необходимости перехода опасного места на льду завяжите вокруг пояса шнур, оставив за собой свободно волочащийся конец, если сзади движется товарищ. Переходите это место с большим шестом в руках, держа его поперек тела.
• Помогая провалившемуся под лед товарищу, по давайте ему в руки пояс, шарф, палку, рукоятку пешни, ледобура и т. п. За них можно ухватиться крепче, чем за протянутую руку, к тому же при сближении легче обломить кромку льда.
• Попав случайно на тонкий лед, отходите назад скользящими осторожными шагами, не отрывая ног ото льда.
• Не ходите с грузом за плечами по ненадежному льду. Если этого нельзя избежать, обязательно снимайте одну из лямок заплечного мешка (ящика), чтобы сразу освободиться от него в случае провала.
• При провале под лед не теряйтесь, не пытайтесь ползти вперед и подламывать лед локтями и грудью. Постарайтесь лечь на спину и выползти на свой лед, а затем, не вставая, отползти от опасного места.
• Над большими глубинами лед становится позднее, и поэтому он менее прочен, а значит, и опасен тогда, когда кругом на средней глубине он достаточно надежен.
• Под мостами, в узких протоках между широкими плесами и в провалах между островами лед часто бывает опасным даже в середине зимы. Весной по льду в упомянутых местах ходить нельзя.
• Спускаясь с берега на лед, осевший при спаде воды, остерегайтесь глубоких трещин, скрытых под снегом. В них можно тяжело провредить ногу.
• На первом и весеннем льду не подходите близко к осоке, затопленным кустам: около них лед обычно бывает тоньше.
• Находясь на льду, учитывайте, что он нарастает под снегом медленнее, чем на открытом бесснежном пространстве.
• Не зная особенностей водоема или условий становления льда, не пытайтесь выезжать на лед на автомашинах.
• В озерах родниковые ключи иногда встречаются на больших глубинах: лед над ними опасен.
• В устьях речек и ручьев лед часто бывает не надежным в течение всей зимы.
• После метелей остерегайтесь незамерзших лунок под снегом.
• Не подходите близко к лункам, в которые ставят промысловые сети. Они всегда покрыты тонким льдом и снегом. Замечайте по колотому льду около лунки.
• Остерегайтесь промоин во льду на местах с быстрым течением.
• На весеннем льду не становитесь на льдины, отколовшиеся от ледяного поля: они могут внезапно перевернуться под ногами.
• Помните, что весенний лед после ночного заморозка утром кажется крепким и надежным, а днем, в конце ледостава, крошится и проваливается.
• По ненадежному льду не ходите гуськом. Там, где пройдет один,— второй может провалиться.