Поисково-спасательная станция "Крымский мост"

Пожарно-спасательная служба "Крымский мост". Фото: пресс-служба префектуры ЦАО
Пожарно-спасательная служба "Крымский мост". Фото: пресс-служба префектуры ЦАО

Будни водных спасателей

 2 февраля 2018 года дежурная смена спасателей ПСС «Крымский мост» Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах успешно доставила на берег человека, упавшего в Москву-реку. Спасателям станции не впервые приходится сталкиваться с различными «экстремалами», ведь Поисково-спасательная станция «Крымский мост» – одно из старейших аварийно-спасательных формирований города Москвы. По словам начальника ПСС Александра Бушуева, который работает на станции с 2008 г., за это время было спасено более 200 человек.

Об истории станции, ее работе и о том, что должен делать человек, случайно оказавшийся в воде, рассказывают спасатели.

Общество спасения на водах

Активное развитие в России спасательных станций началось с 1866 года, под покровительством императора Александра II. 28 июля 1870 г. при Морском Министерстве был образован Комитет под председательством генерал-адъютанта Константина Посьета по созданию общества для спасения погибающих на водах и его Устава. Новое общество получило название «Общество подаяния помощи при кораблекрушениях». Через несколько лет, оно было переименовано в «Общество спасения на водах».

16 ноября 1892 г. император Александр Александрович, имевший звание Первого действительного члена Общества, присвоил обществу наименование «Императорского Российского Общества спасания на водах».

4 июня 1874 г. «Общество подаяния помощи при кораблекрушениях» обратилось к городскому голове Москвы действительному статскому советнику Даниилу Шумахеру с просьбой оказать содействие образованию в Москве местного учреждения Общества (Московского Округа). Даниил Данилович отнесся к этому предложению благосклонно, вступил в общество с правом ношения его золотого знака.

С этого времени начинается создание Московского Округа подаяния помощи при кораблекрушениях, положившего начало профессиональной спасательной службе на воде в городе Москве.

19 мая 1875 года открыл свою деятельность Московский Округ подаяния помощи при кораблекрушениях. Через два года был освещен и открыт первый в Москве спасательный приют у Москворецкого моста. В распоряжении спасателей приюта имелась одна двухвесельная лодка Френсиса и одна простая. В 1893 году приют переименован в Александро-Мариинскую спасательную станцию.

30 октября 1877 года построен второй приют на правой стороне реки Москва на откосе по левой стороне дамбы у Крымского моста. В 1894 году он был заново отремонтирован с устройством новых служб и жилья для матросов. 30 августа произошло торжественное открытие и освещение Крымской станции. С этого дня начинается история Поисково-спасательной станции «Крымский мост».

Будни водных спасателей

Поисково-спасательная станция «Крымский мост» – двухэтажный «домик» на воде, дебаркадер. О ее славном прошлом напоминает висящий на стене знак «Общества спасения на водах» - перекрещенные якоря. Ну, и настоящий старинный якорь, который водолазы достали со дна в ходе реконструкционных работ на станции.

Спасатели ПСС «Крымский мост» отвечают за безопасность людей, выполняют профилактические и поисково-спасательные работы, участвуют в ликвидации последствий ЧС на водных объектах города Москвы. Зона ответственности ПСС находится в Центральном административном округе с границами от причала Большой Каменный мост до причала Фрунзенская набережная.

- Наш день проходит строго согласно распорядку, - рассказывает спасатель Алексей Петров. - Смена начинается в девять утра. Утренний развод, который включает в себя прием – передачу смены, инструктаж, постановку задач на дежурство. С половины десятого начинаются тренировки.

Главная задача спасателей ПСС – обеспечить безопасность людей в зоне ответственности нашей станции. Поэтому действует строгий график патрулирования. В весенне-летний период за сутки у нас шесть патрулирований акватории на катере и два пеших патрулирования. Пешком мы проходим вдоль всей нашей зоны ответственности, смотрим, как народ себя ведет, делаем предупреждения, замечания, проводим профилактические беседы.

Зона ответственности ПСС «Крымский мост» включает в себя места отдыха жителей и гостей столицы. Это набережные (в том числе Кремлевская и Болотная), причалы, мосты, Храм Христа Спасителя, ЦПКиО им. Горького, множество ресторанов и кафе. Обеспечивать безопасность людей во время во время праздников и массовых мероприятий – тоже задача спасателей. Так, в 2017 году, во время выпускного вечера, дежурной сменой ПСС «Крымский мост» был спасён мужчина, спрыгнувший в Москва-реку с прогулочного теплохода.

- А кто тонет чаще – тот, кто умеет плавать или тот, что не умеет?

- Ну, а кто чаще гибнет в ДТП – тот, у кого есть водительское удостоверение или тот, у кого его нет? Садятся за руль без прав единицы. Так же и с купанием. Я склонен думать, что чаще тонут те, кто умеет или считает, что умеет плавать. И тут уже вопрос решает только быстрота нашей реакции. И наша способность максимально заметить этот прыжок, выйти на место и извлечь пострадавшего из воды.

Для того чтобы заметить пострадавшего и оперативно прийти к нему на помощь, постоянно работает интеллектуальная система видеонаблюдения и радиостанции. Сменяя друг друга, спасатели дежурят на наблюдательном пункте. Очень важной оказывается и помощь очевидцев произошедшего:

- Если на ваших глазах произошел несчастный случай и человек упал в воду, нужно немедленно сообщить о случившемся по телефону «112», - говорит спасатель Михаил Мельников. - В ледяной воде человек может находиться не более 20 минут. Грамотные и быстрые действия очевидцев зачастую оказываются тем фактором, благодаря которому удается спасти человеку жизнь.

2 февраля именно от очевидцев спасатели узнали о том, что человек прыгнул в воду с Крымского моста. В 13 часов 15 минут оперативный дежурный ГКУ «Московская городская поисково-спасательная служба на водных объектах» объявил спасательную тревогу.

По нормативам две минуты затрачиваются на прием и обработку информации, еще две минуты даются на прибытие к месту происшествия. И дальше начинается отсчет секунд на поиск и спасение пострадавшего.

- Все наши действия отрабатываются на тренировках, - продолжает рассказ Алексей. – Руководит тренировкой старший дежурный смены. Тренировки включают в себя разные дисциплины: водолазные спуски, одевание гидрокостюмов «на скорость», выход катера по тревоге, подача спасательного круга. Могут быть обычные физические нормативы.

Раз в месяц все спасатели сдают зачеты начальнику станции. Александр Викторович наблюдает за работой и следит, как старшие смены справляются с тренировкой своего коллектива. Неподалеку от ПСС расположен тренировочный квадрат, он отмечен оранжевыми буйками. На дно этого квадрата кладется манекен. Александр Викторович объявляет тревогу, мы выходим, катер становится на якорь и начинается работа на время.

- А если не достанете?

- Значит, будем тренироваться, пока не достанем.

«Спасатель – не сверхчеловек…»

ПСС «Крымский мост» оснащена мотолодками, катером на воздушной подушке, водолазным снаряжением и оборудованием, спасательными средствами, радиостанциями и инженерно-аварийной техникой. Но, конечно, главным «оружием спасение» остаются работники станции.

- Спасатель – не сверхчеловек. Это профессия и люди, которые работают спасателями, должны обладать многими качествами. В первую очередь – коммуникабельность. Когда осуществляешь пешее патрулирование, общаешься с населением. Спасатель не должен стесняться сделать человеку замечание по поводу того, что он ведет себя небезопасно вблизи водного объекта, не должен бояться вступить в разговор с рыбаками или просто прохожими.

Кроме того, спасатель - это еще и дисциплина. Часто люди, как электрический ток, идут по пути наименьшего сопротивления. А работа спасателя требует внимания и неукоснительного соблюдения разного рода правил.

В какой-то момент это становится твоей второй натурой. Даже во время отдыха где-нибудь у воды я замечаю за собой, что веду себя не так, как остальные люди, автоматически слежу за обстановкой. Естественно, я не позволю себе никаких возлияний, никогда на водоемах не допускаю никакого бахвальства, никаких соревнований «а кто дальше заплывет!», «кто глубже занырнет!», «а слабо прыгнуть?» или что-нибудь подобное. Я, прежде всего, думаю о безопасности. И учу этому своего ребенка. Вода для меня носит функциональный характер, а не развлекательный. Я не люблю даже заплывать дальше собственного роста.

В 13 часов 17 минут, точно в соответствии с регламентом, спасатель поисково-спасательной станции (ПСС) «Крымский мост» Владимир Майоров и заместитель начальника станции Алексей Савченко на судне на воздушной подушке «Славир-6» прибыли к месту происшествия и приступили к поисково-спасательной операции.

Операция проходила в крайне сложных условиях. На поверхности воды пострадавшего уже не было видно, по течению реки шли колотые льдины, которые могли травмировать спасателей.

В 13 часов 19 минут спасатель 1-го класса Владимир Майоров обнаружил в толще воды и поднял на поверхность пострадавшего, который был без сознания. Его подняли на борт судна, где приступили к сердечно-легочной реанимации. В 13 часов 22 минут пострадавший начал подавать признаки жизни.

Предупреждён, значит вооружён

Спасти человеку жизнь – самое главное. Но не зря говорят «предупреждён, значит вооружён». Много времени спасатели отдают профилактической работе: проводят экскурсии для детей, открытые уроки, ведут беседы с населением.

Частыми гостями на ПСС «Крымский мост» стали ученики, расположенных неподалеку образовательных учреждений. На дебаркадере станции для школьников разворачивается экспозиция, среди экспонатов которой - спасательные круги и жилеты, гидрокостюмы, различное снаряжение. Ребята учатся подавать спасательный конец Александрова, кидают спасательные круги и даже пробуют провести сердечно-легочную реанимацию под руководством опытного спасателя. И, конечно же, с ними говорят о правилах безопасного поведения на водоемах зимой и летом, о том, как должен вести себя очевидец происшествия на водном объекте и напоминают школьникам телефоны вызова экстренных служб.

- Что должен делать человек, который оказался в воде?

- Учебники диктуют правило, что нахождение человека в воде при температуре минус четыре градуса в течение 20 минут имеет летальные последствия. После этого у человека угнетается центральная нервная система, и он уже не в силах сделать вдох. Поэтому, даже находясь на поверхности воды, пострадавший может задохнуться.

Находясь вблизи водоема, соблюдайте простые правила безопасности. Не заходите в воду, не умея плавать. Купаться можно только в разрешенных местах. Нельзя резко входить в воду или нырять после длительного пребывания на солнце, сразу после приема пищи, в состоянии утомления. Не оставляйте детей на берегу водоема без присмотра взрослых. Если вы не умеете плавать, вам запрещается находиться в воде на надувном матрасе или камере. Нельзя купаться в штормовую погоду или во время грозы.

Одной из причин трагедии на воде может стать страх. Например, человек заплыл слишком далеко, оглянулся на берег и испугался, что не сможет вернуться. Если вы почувствовали, что устали во время плавания, ложитесь на спину, расправив ноги и руки, расслабьтесь и отдохните пару минут, лишь легкими движениями рук и ног помогая себе удерживаться в горизонтальном положении.

Еще одна распространённая причина - мышечная судорога. Чтобы с ней справится, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя.

В любой ситуации, постарайтесь не паниковать – берегите силы.

При внезапном падении в воду человек испытывает шок и на время перестает контролировать свои действия. Задержите дыхание или зажмите пальцами нос, чтобы не нахлебаться воды. Попытайтесь нащупать ногами дно. Если место глубокое, избавьтесь от обуви и тяжелой одежды, чтобы она не тянула вас ко дну.

Если в момент падения на вас были резиновые сапоги, не выбрасывайте их. Сняв их и перевернув голенищами вниз, зажмите сапоги под мышками, превратив в воздушные подушки. Так вам будет легче держаться на поверхности. Добирайтесь вплавь до ближайшего берега, плывя по течению по диагонали.

Если вы провалились под лед, старайтесь продвигаться по тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия того, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь побольше высунутся из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу.

Ко времени возвращения спасателей с пострадавшим на поисково-спасательную станцию там уже находилась бригада скорой помощи. В 13 часов 25 минут пострадавший был передан медикам, которые профессионально завершили спасательную операцию.



Новости СМИ2