Минтруд предложил расширить охват социального страхования и создать Социальный фонд России

 

Фото: сайт мэра Москвы
Фото: сайт мэра Москвы

Минтруд России предложил выплачивать больничные занятым по гражданско-правовым договорам, ввести единый тариф, который предусматривает перечисление страховых взносов единым платежом, и создать Социальный фонд России на основе объединения ПФР и ФСС. На портале для общественного обсуждения размещены уведомления о разработке законопроектов о внедрении единого тарифа для оценки регулирующего воздействия, а также размещены на общественное обсуждение проекты законов, связанные с объединением Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.

Единый тариф

Сейчас по общему правилу работодатели платят 22% с заработной платы работника в Пенсионный фонд в пределах облагаемой базы и 10% с заработка, превышающего облагаемую базу, 5,1% в Фонд обязательного медицинского страхования с общего дохода работника и 2,9% в Фонд социального страхования с заработка в пределах облагаемой базы.

При этом в Пенсионный фонд взносы отчисляются в размере 22% от заработка работника в пределах 1,565 млн рублей в год, а в Фонд социального страхования – в размере 2,9% от заработка в пределах 1, 032 млн рублей в год.

Различается и круг застрахованных граждан. Если в Пенсионный фонд взносы поступают со всех работающих по найму граждан (занятые по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера), то в Фонд социального страхования взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам.

Кроме того, действует 12 льготных режимов для отдельных категорий плательщиков и 5 льготных моделей уплаты страховых взносов. Концепция «единого тарифа» не предусматривает изменения действующих общеустановленных тарифов.

Предлагается:

установить единый круг застрахованных лиц – то есть, распространить обязательное социальное страхование на занятых по гражданско-правовым договорам граждан; установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования, увеличив взносооблагаемый в рамках обязательного социального страхования заработок до размеров заработка, охваченного пенсионным страхованием; объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы со следующими тарифами страховых взносов: 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес), 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, организации-мультипликаторы) и 0% (члены экипажей судов). Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены; обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование; сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

Увеличение взносооблагаемой базы коснется работодателей, которые исчисляют страховые взносы с заработных плат от 86 тыс. рублей в месяц и выше. Это порядка 9% сотрудников. При этом предельный размер роста нагрузки составит 16 тыс. рублей на сотрудника в год. Вместе с тем это решение даст возможность в 1,5 раза увеличить максимальные размеры выплат в рамках обязательного социального страхования.

К 2025 году при введении единого тарифа:

максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57,4 тыс. рублей (при действующей модели – 37,9 тыс. рублей). Это пособие выплачивается в размере 40% от средней зарплаты, но не больше страхуемого заработка; максимальная сумма пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) к 2025 г. составит 660,9 тыс. рублей (при действующей модели – 435,9 тыс. рублей); максимальная сумма пособия по временной нетрудоспособности при стаже 8 и более лет – 143,5 тыс. рублей (по действующей модели – 94,7 тыс. рублей), при стаже от 5 до 8 лет – 114,8 тыс. рублей (по действующей модели – 75,7 тыс. рублей), при стаже до 5 лет – 86,1 тыс. рублей (при действующей модели – 56,8 тыс. рублей).

Такой подход позволит:

обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам; в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов; обеспечить режим «одного окна» для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.

Предлагается внедрить единый тариф с 01.01.2023.

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования

Идея объединения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обсуждалась на протяжении длительного времени.

Пенсионный фонд и Фонд социального страхования уже сегодня администрируют ряд выплат, не связанных со страхованием.

С учётом введения единой цифровой платформы для администрирования выплат, введения единого тарифа, определения единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги), единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки – единого контакт-центра, предлагается объединить Пенсионный фонд России и Фонд социального страхования в Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (Социальный фонд России).

Социальный фонд будет выступать страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями. При этом проектами законов предусматривается запрет перекрестного финансирования различных видов страхования.

Клиентские службы объединённого фонда обеспечат полное предоставление госуслуг по принципу «одного окна». Все права граждан будут сохранены и гарантированы в полном объёме.

Точки физического присутствия фондов будут сохранены. Кадровый потенциал – сотрудники внебюджетных фондов, накопившие огромный опыт по осуществлению разных видов обязательного социального страхования, – будут сохранены.

Принципиальная новация – создание нового органа управления. Это первый прецедент публичного управления внебюджетным фондом. Деятельность фонда будет подотчетна Наблюдательному совету. Он будет включать 7 человек: это представитель профсоюзов (координатор от профсоюзной стороны в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель работодателей (координатор от стороны работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), представитель Государственной Думы, представитель Совета Федерации, представитель Правительства (координатор со стороны Правительства в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений), координатор РТК, а также председатель объединенного фонда.

Объединение фондов планируется осуществить уже с 1 января 2023 года.

Статус создаваемой организации – государственный внебюджетный фонд – будет закреплен и в Бюджетном кодексе, и в Гражданском. Сейчас особый статус Пенсионного фонда и Фонда социального страхования закреплен только в Бюджетном кодексе: Пенсионный фонд и Фонд социального страхования и сегодня являются внебюджетными фондами.

Бюджет внебюджетного фонда формируется за счет страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Эти средства расходуются исключительно на страховые цели. При этом внебюджетный фонд обеспечивает выполнение социальных обязательств государства. Для этого из федерального бюджета внебюджетный фонд получает трансферты.

Единый государственный внебюджетный фонд «Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации» – это государственная некоммерческая организация, создаваемая в целях осуществления функций по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мер социальной поддержки.

В качестве учредителя фонда будет выступать Правительство Российской Федерации, в качестве собственника имущества фонда – Российская Федерация. При этом Российская Федерация несет ответственность по публичным обязательствам фонда (выплата пенсий, пособий и других социальных выплат).

Создание Социального фонда России позволит:

повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды, для граждан: все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС, будут доступны в единых клиентских службах. При этом все точки присутствия фондов будут сохранены; обеспечить единый – более высокий – стандарт сервиса на базе единых клиентских служб; повысить прозрачность управления внебюджетным фондом через Наблюдательный совет; ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы; сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

Концепция единого тарифа и объединения фондов была представлена на заседании Российской трехсторонней комиссии. Подготовку и доработку текстов нормативных актов осуществляет совместная с профсоюзами и работодателями рабочая группа.



Новости СМИ2